Услуги

Как ликвидировать ООО?

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления»  № 6 (121), июнь 2014

Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы "АВЕНТА"

Blank

Любой предприниматель на определенном этапе развития собственного бизнеса сталкивается с ситуацией, когда бизнес становится нерентабельным или деятельность компании достигла своего логического завершения, то есть тех целей, для которых фирма когда-то была создана. Логически возникает вопрос: как правильно ликвидировать такую компанию?

Ликвидация юридического лица - его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Условно ликвидацию ООО можно разделить на две большие группы: добровольная и принудительная. В первом случае ликвидация происходит по решению участников компании, во втором - по решению суда.  

В рамках данной статьи мы рассмотрим именно добровольную ликвидацию, которую можно подразделить на следующие виды:

  • официальная ликвидация предприятия; 
  • альтернативная ликвидация;
  • ликвидация через банкротство; 
  • ликвидация путем прекращения деятельности. 

Процедура официальной ликвидации ООО 

Алгоритм действий в данном случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие участниками (участником) решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
  2. Подача в МИФНС № 46 по г. Москве (иную инспекцию в ином регионе) в течение 3 дней с даты принятия решения следующего комплекта документов:
  • решение;
  • заявление по форме № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», подписанное в присутствии нотариуса.

      3.  Уведомление ФСС И ПФР в простой письменной форме. Иных требований законодательством РФ не предусмотрено.

      4.  Уведомление кредиторов о ликвидации.

Законодательством не установлен срок уведомления кредиторов общества о принятом решении.

Уведомление одновременно осуществляется двумя способами:

  • Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» (далее — «Вестник»). Обращаем внимание, что только публикация в данном печатном издании соответствует требованиям законодательства, что подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2008 г. № Ф04-5429/2008(11094-А46-26) по делу № А46-2154/2008).
  • Письменное уведомление кредиторов.

В Законе об ООО нет указаний о том, каким образом общество должно исполнить обязанность по письменному уведомлению кредиторов. Однако в связи с тем, что в судебной практике ведутся споры о том, является ли неуведомление кредитора основанием для признания решения о госрегистрации ликвидации ООО недействительным, если сообщение о ликвидации было опубликовано, рекомендуется иметь документы, подтверждающие письменное уведомление каждого кредитора. Это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении, либо, если уведомления вручались курьерской службой, подпись лица, получившего уведомление.

       5. Проведение сверки по платежам с налоговым органом.

До составления промежуточного ликвидационного баланса налоговые органы могут провести выездную проверку (ст. 89 НК РФ). Однако на практике они не всегда успевают это сделать, и все же обществу все равно рекомендуется провести сверку расчетов с бюджетом и проверить полноту предоставления деклараций, т. к. если за организацией останутся долги, как документарные так и денежные, такую компанию не ликвидируют.

       6. Рассмотрение предъявленных кредиторами требований.

Кредиторы юридического лица вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества.

       7. Подготовка и сдача промежуточного ликвидационного баланса.

Документы на утверждение промежуточного ликвидационного баланса подаются не ранее чем через 2 месяца после публикации в «Вестнике».

Комплект документов для подачи:

  • решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, принятое участниками (участником) ликвидируемого общества;
  • заявление по форме № Р15001, подписанное в присутствии нотариуса;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • копии листа «Вестника» с публикацией.

     8. Удовлетворение требований кредиторов.

Согласно ч. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. 

     9. Предоставление сведений в Пенсионный фонд.

Общество должно в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица подать в Пенсионный фонд сведения, указанные в ст. 11 Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

     10. Инвентаризация активов и обязательств.

Согласно п. 1.5 Письма ФНС России от 27.05.2005 г. № ЧД-6-09/439 инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса.

При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 (далее — Методические указания).

     11. Подготовка и сдача ликвидационного баланса и ликвидация.

Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) после завершения расчетов с кредиторами и утверждается участниками (участником) юридического лица, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Госрегистрация ликвидации общества признается недействительной, если ликвидационный баланс не соответствует промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности.

В регистрирующий орган подаются нижеуказанные документы:

  • решение об утверждении ликвидационного баланса, принятое участниками (участником) ликвидируемого общества;
  • заявление по форме № Р16001, подписанное в присутствии нотариуса;
  • ликвидационный баланс;
  • справка из ПФР об отсутствии задолженности перед ПФР;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 800 рублей.

    12. Передача документов в архив.

При ликвидации негосударственных организаций архивные документы, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ними.

Законодательством об ООО не установлено, когда общество должно передать документы в архив.

Разумеется, официальная ликвидация — самый правильный способ с точки зрения закона для закрытия фирмы, но на практике многие предприниматели для экономии времени, а в основном — с целью избежать возможных дополнительных штрафов при проверке налогового органа прибегают к альтернативным способам ликвидации.

Альтернативные способы ликвидации

Ликвидация путем перевода на оффшорную компанию. Этот тип ликвидации проходит следующие этапы:

На сегодняшний день этот сравнительно молодой способ ликвидации предприятий быстро набирает популярность. Суть данного способа - передача (продажа) участниками ООО своих долей оффшорной компании, что позволяет избежать необходимости осуществления описанной выше и достаточно длинной процедуры. 

Ликвидация путем реорганизации через слияние или присоединение. Слияние - создание нового юридического лица на основе нескольких предприятий (двух или более). При этом происходит полная ликвидация старых обществ, а все их права и обязанности переходят новой компании (правопреемнику). Присоединение - форма реорганизации, когда одна компания прекращает свою деятельность, а все ее активы и обязательства переходят к другому юридическому лицу. 

Ликвидация путем смены участников и руководителя. Схема при данном виде аналогична той, которая используется при переводе на оффшорную компанию: ввод нового участника через внесение дополнительного вклада, выход прежних собственников, а потом смена руководителя. Иногда смену собственников оформляют путем купли-продажи доли, но в связи с тем, что сделка требует нотариального удостоверения, такой способ используется реже.

Несмотря на всю популярность, альтернативная ликвидация в конечном итоге не приводит к устранению риска привлечения к ответственности участников и/или руководителя ООО.

При смене участников и руководителя само юридическое лицо остается как есть, поэтому на вероятность налоговой проверки такая «продажа» никак не влияет, а перевести свою личную ответственность на подставных руководителя и участников не удастся. В соответствии с законодательством, за период, пока ликвидированная организация была ваша, отвечаете вы. Например, решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-40552/09 к субсидиарной ответственности на сумму около 6 млн. рублей был привлечен бывший руководитель и собственник компании в связи с тем, что правонарушение было совершено в период  бывшего руководителя, что и порождало ответственность бывшего руководителя.

По мнению автора, перевести свою ответственность на подставное лицо достаточно сложно. Практика показывает, что правоохранительные органы легко устанавливают притворность подобных сделок. 

Выбирая в качестве способа ликвидации реорганизацию, предприниматели обращают внимание только на то, что компания будет вычеркнута из ЕГРЮЛ, однако напрочь забывают, что в результате появится правопреемник. Необходимо понимать, что после реорганизации все обязанности компании, в том числе не исполненные и не выявленные до этого, переходят к правопреемнику. 

По мнению автора, единственная ситуация, когда ликвидация в виде реорганизации имеет смысл, - это оптимизация организационной структуры холдинга, когда компания, входящая в холдинг, ликвидируется путем присоединения или слияния с другой компанией, принадлежащей тем же собственникам. В данном случае собственники не хотят избавиться от компании с долгами и проблемами и, соответственно, отдают себе отчет, что при такой ликвидации их связь с правопреемником не прекращается и в случае выявления долгов нести ответственность именно им. 

Что касается вероятности проведения налоговой проверки, то уже в самом начале ликвидации компании можно самим ее спровоцировать. Дело в том, что после принятия решения о реорганизации компания обязана в трехдневный срок сообщить об этом в свою налоговую инспекцию, а в соответствии со ст. 89 НК РФ налоговый орган в этом случае имеет право провести проверку независимо от времени и предмета предыдущей. 

К тому же, даже если предположить, что реорганизация прошла без проблем и проверки не было, то в любом случае вероятность проверки компании-правопреемника будет не только не меньше, чем реорганизованной компании, но и больше. Это связано с тем, что ликвидаторы с целью экономии нередко объединяют по две-три, а то и по десять компаний вместе. Так вот, вероятность проверки такого правопреемника выше, чем любого предшественника в отдельности. Если среди реорганизованных есть компания, включенная в план проверки еще до реорганизации, или компания с задолженностью перед бюджетом, то под проверку попадают и все остальные реорганизованные компании. 

Ликвидация через банкротство

Официальная добровольная ликвидация организации прекращает все обязательства с завершением деятельности фирмы, однако при наличии долгов завершить официальную ликвидацию не получится. Именно в связи с этим в последнее время все большей популярностью пользуется процедура банкротства. 

Ликвидация компании через процедуру банкротства, с одной стороны, сохраняет главное преимущество официальной ликвидации - исключение из ЕГРЮЛ без правопреемства, а с другой стороны, устраняет ее основной недостаток- риск негативных последствий налоговой проверки во время самой процедуры. Если задолженность перед бюджетом и контрагентами уже есть, она будет списана. Банкротство — это официальная ликвидация, после нее руководство и собственники не могут быть привлечены к какой-либо ответственности. 

Такой способ ликвидации подойдет любой компании в любом состоянии. При этом для инициации данной процедуры достаточно иметь просроченный долг в 100 тыс. рублей.

Однако ликвидация через банкротство также несет определенные риски для компании, ее владельцев и руководителя. Во-первых, добровольная ликвидация занимает в среднем пять месяцев, а банкротство может занять больше года. Во-вторых, успех процедуры во многом зависит от позиции кредиторов ликвидируемой компании.

.Ликвидатор при выявлении недостаточности имущества для погашения кредиторской задолженности подает заявление о банкротстве компании по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника. Через три месяца решением арбитражного суда компания будет признана банкротом, а еще через шесть месяцев процедура будет формально завершена и вся имеющаяся задолженность списана на основании определения арбитражного суда.

При банкротстве небольших компаний, когда размеры долга незначительные и имущества нет, обычно не возникает проблем в связи с тем, что для кредиторов нет  особой материальной выгоды .

В случае если компания является «крупной» (больше долг, больше оборот, больше имущества и дебиторской задолженности), то упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника перестает быть такой упрощенной. Меняется поведение кредиторов — если долг большой, значит все судебные издержки кредитора будут оправданы, если удастся вернуть хотя бы часть его. Чем больше оборот, тем больше потенциальная задолженность перед бюджетом и больше интерес налоговой инспекции. Поэтому для «крупных» компаний, чтобы избежать серьезных проблем, важно при банкротстве не экономить на услугах специалиста по банкротству и не выбирать компании, работающие по одному сценарию и организовавшие конвейер по банкротству компаний.

Ликвидация как следствие прекращения деятельности

Существует еще один достаточно новый способ прекращения деятельности организации - исключение налоговым органом недействующей организации из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке.

Признаками недействующего юридического лица являются:

  • непредставление в налоговый орган в течение 12 месяцев документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

Процедура простая, и условно ее можно разделить на несколько этапов:

  1. Выявление кандидатов на исключение.
  2. Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
  3. Публикация и представление возражений.

Решение о предстоящем исключении публикуется в специальном органе печати -  «Вестнике» - в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому они могут быть направлены. 

      4.  Исключение из ЕГРЮЛ.

Если в течение трехмесячного срока с даты опубликования сведений в «Вестнике» не поступили заявления против исключения юридического лица, то регистрирующий орган не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись об исключении юридического лица. 

Информация об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ также публикуется в «Вестнике».

Плюсами такого варианта являются абсолютная законность, завершенность процесса ликвидации, экономичность и минимальный уровень вовлечения в процесс участников общества.

Однако эта пассивная стратегия ликвидации юридического лица возможна только для компаний, не имеющих больших проблем и долгов, у которых деятельность со временем сошла на нет. Потому что если организация с большими оборотами перестает сдавать отчетность, она обязательно привлечет к себе внимание налоговой инспекции, что станет основанием для проверки.

Минусом данного способа ликвидации является, во-первых, то, что им нельзя воспользоваться по собственной инициативе, так же как нельзя и контролировать процесс. Исключение организации из ЕГРЮЛ - право налоговой инспекции, но не обязанность. Во-вторых, процедура достаточно растянута по времени. В-третьих, в тот момент, когда юридическое лицо перестает представлять налоговую отчетность, оно совершает налоговое правонарушение - уклоняется от налогового контроля, и за это его могут привлечь к ответственности и оштрафовать. 

Вместо заключения

Официальная ликвидация компании по желанию собственников - это самый оптимальный способ для компании, у которой нет долгов или есть, но она в состоянии их погасить. 

Банкротство - наилучший вариант для компании, которая свои долги погасить уже не может.

Альтернативные способы ликвидации дают лишь временную передышку, приводящую в конечном итоге к большим проблемам для собственника и руководителя ликвидированной таким способом компании.

Исключение недействующей компании из ЕГРЮЛ - процесс и инициируемый, и контролируемый исключительно налоговым органом.