Услуги

Плюсы и минусы регистрации интернет-сайта в качестве СМИ

Цыганкова Яна Эдуардовна, юрист Департамента консультаций и судебной защиты юридической фирмы "АВЕНТА"

Cygankova.Ya

Начну с того, что понятие «сетевое издание», о котором говорит нам закон «О СМИ», нельзя назвать полностью определенным. В статье 2 закона «О СМИ» Законодатель устанавливает его таким образом: «Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом». При этом из данной нормы совершенно не ясно, что, а главное какие сетевые издания подпадают под «регистрацию». Правоприменитель без юридических знаний и опыта, исходя из данного определения, может подумать, что все сайты, интернет-издания подлежат регистрации в качестве СМИ. Какие могут быть последствия? Плюсы и минусы такой регистрации кратко изложены в данной информационной статье.

 «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является» - статья 8 Закона «О СМИ». Заметим, что многие специалисты в данной сфере ошибочно подчеркивают «добровольность» такой регистрации, оправдываясь волей учредителя. При этом по анализу данной нормы можно уяснить одно – регистрация Интернет-издания как СМИ обязательна, для наличия такового статуса сайта. Следовательно, в случае отсутствия регистрации сайт не будет рассматриваться как СМИ. 

В продолжение темы «добровольности регистрации» вспомним ту же статью 8 Закона «О СМИ»: «Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом». В перечисляемых «случаях» освобождения от регистрации сетевые издания не значатся. Соответственно, при осуществлении деятельности редакции в сетевом издании без регистрации происходит нарушение закона. Значит, регистрация сетевого издания в качестве СМИ все же обязательна. 

Обозначенную «ловкость рук» со стороны законодателя следует отнести больше к минусам, чем к плюсам в силу создания путаницы для правоприменителей.

Сетевое издание приобретает в некотором роде правовую защиту. Так, например, по смыслу статьи 16 обсуждаемого закона деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом. Здесь же стоит отметить, что сетевое издание как и иной интернет-сайт подпадает под действие закона «О рекламе». А значит, у сетевых изданий, помимо общей с иными сайтами ответственности добавляется ответственность, указанная в законе «О СМИ»: обязанность редакций по публикации опровержений, сотрудники наделены обязанностями журналистов, а также редакция становится подчиненной контрольным функциям Роскомнадзора. 

Нельзя отметить указанные обстоятельства в качестве минусов, скорее тем самым можно подчеркнуть статус СМИ, дополнительную ответственность за размещаемый материал. 

В случае регистрации сайта в качестве СМИ приобретается немало плюсов.

Основное, что хотелось бы выделить – освобождение от ответственности за нарушение прав третьих лиц. В законе приведен закрытый, но довольно широкий перечень случаев, за которые не отвечает ни редакция, ни редактор, ни журналист. СМИ будет освобождаться от ответственности за размещенные сведения, которые были указаны в интервью, материалах пресс-служб государственных органов, размещенных комментариев и т.п. 

После регистрации в качестве СМИ сотрудники редакции приобретают не только обязанности, но и права журналистов, поэтому еще одним плюсом необходимо выделить возможность направление редакционных запросов. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять уполномоченные лица в семидневный срок. В случае невозможности предоставления запрашиваемых сведений в указанный срок органам может предоставляться отсрочка с объяснением причины продления срока. Подчеркнем, что ответ государственного органа на обычный запрос гражданина будут рассматриваться около 30 дней. Думается, что для любого издания такой срок может казаться «запредельным».

Еще одно особенное право, предоставляемое журналисту – это право на так называемую «анонимность информации», что означает право журналиста на размещение своих материалов за своей подписью, под псевдонимом или же вообще без подписи.

Редакция имеет право аккредитовать своих журналистов при государственных органах, иных организациях, что дает право присутствия на заседаниях, совещаниях таких организаций.

Для регистрации интернет-сайта в качестве СМИ не требуется много сил и терпения. В случае если в редакции меньше 10 журналистов появляется возможность заменить устав учредительным договором. 

На сайте Роскомнадзора можно найти подробную информацию о размере государственной пошлины, а также о правилах регистрации сетевого издания.