Услуги

Конституционный суд РФ проверит конституционность ряда норм об аресте имущества

КС России рассмотрит сегодня конституционность положений частей 1, 3 и 9 статьи 115, статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ и абзаца девятого пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поводом к рассмотрению послужили жалобы ЗАО "Недвижимость-М", ООО "Соломатинское хлебоприемное предприятие", а также матери екатеринбургского бизнесмена Людмилы Костаревой. По мнению заявителей, арест позволил следствию лишить прав пользования их имуществом на неопределенный срок.

В январе 2009 года суд общей юрисдикции наложил арест на недвижимое имущество ЗАО "Недвижимость-М" общей площадью 1226,6 кв. м. Имущество было заложено по кредитному договору между банком "Левобережный" и ООО "Стиф-Инвест", под предлогом которого у банка неустановленными лицами были похищены 70 млн руб.

Арбитражные суды уже отклонили требования банка к ЗАО "Недвижимость-М", но в уголовном деле банк продолжает выступать гражданским истцом.

В июле 2007 года ООО "Соломатинское хлебоприемное предприятие" было признано несостоятельным (банкротом) - в отношении него открыто конкурсное производство. Однако продать имущество конкурсный управляющий до сих пор не может: оно арестовано в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении директора предприятия по подозрению в хищении зерна. Арест был наложен в пользу гражданских истцов в уголовном деле, являющихся кредиторами предприятия.

Арест недвижимости гражданки Людмилы Костаревой был вызван тем, что имущество было расценено как приобретение на средства, полученные преступным путем.  В отношении ее сына было возбуждено уголовное дело по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. А поскольку он скрылся и объявлен в розыск, следствие было приостановлено. Как говорится в обращении Костаревой, после приостановки производства по уголовному делу арест (в виде запрета распоряжаться и пользоваться принадлежащими ей офисными помещениями) фактически носит постоянный характер.

Как отмечают все заявители, положения законодательства, на основании которых на их имущество наложен арест, фактически лишили их возможности им распоряжаться на неопределенный срок.