Услуги

Масленичный сюрприз для «Макдональдса» от судей ВАС

Подразделению американской корпорации McDonald's - ООО «Макдоналдс» - предстоит доказать в Высшем Арбитражном Суде, что эксплуатация им слогана «С пылу с жару» на коробках с сэндвичами «Биг тейсти» не нарушает прав российского производителя блинов. Ранее суды Московского округа встали на сторону сети фаст-фуда, поддерживая более «сильный» и более узнаваемый товарный знак.

О таком нарушении в Арбитражный суд города Москвы заявило ООО «Лина», с июня 2009 года владеющее словесным товарным знаком «С пылу с жару», зарегистрированному по 30 классу МКТУ (кондитерские изделия, блины), и выпускающее под этим брендом ассортимент блинчиков. В рамках иска эта компания потребовала с «Макдональдса» 1 млн. руб. компенсации за незаконное использование товарного знака, но проиграла в трех инстанциях. Суды посчитали, что «С пылу с жару» является всего лишь фразеологизмом, характеризующим товар (он «горячий и свежеизготовленный»), но не обладающим при этом различительной способностью. Что касается последнего, то эту функцию в продукции «Макдоналдса», по мнению арбитражей, выполняют «доминирующие на упаковке» товарные знаки «Вот что я люблю» и стилизованная буква «М». Кроме того, в пользу американской сети фаст-фуда, свидетельствует, то, что продажа «Биг тейсти» в таких коробках началась еще в 2008 году, до даты приоритета товарного знака ООО «Лина», сочли суды.

С другой позиции к вопросу подошли судьи из «тройки» передавшей дело в Президиум ВАС. Они считают, что товарные знаки «Лины» и «Макдональдса» в целом ассоциируются друг с другом, и этого достаточно, чтобы признать их тождественность. Подвергать анализу размер шрифта, а также место расположения знака на упаковке и наличие на ней других товарных знаков, по мнению коллегии, было со стороны судов необоснованным подходом, потому что такие методы применимы при определении возможности смешения знаков, а не факта использования чужого бренда. К тому же, суды, с точки зрения коллегии судей ВАС, «ограничились формальным указанием на то обстоятельство, что товарный знак истца не зарегистрирован в отношении сэндвичей, и признали, что товары изготавливаются из разных ингредиентов». Между тем и блины, и сэндвичи относятся к продуктам питания с одинаковыми свойствами, кругом потребителей и условиями реализации.