Услуги

Права потребителей защитили «заочно»

Роспотребнадзор вправе привлечь фирму или ИП к ответственности за нарушение прав потребителей в течение года со дня совершения проступка даже при отсутствии жалоб конкретных покупателей. К такому выводу пришли участники Президиума ВАС, рассмотрев накануне дело № А63-3865/2008-С6-21, нивелировав тем самым мнение своих нижестоящих коллег о том, что в таком случае ревизорам отводится лишь два месяца.
Итак, представители ставропольского управления Роспотребнадзора 27 октября 2007 г. в ходе проверки выявили, что предприниматель осуществляет торговлю шоколадными изделиями с ценниками неустановленного образца – на них отсутствовали наименование товара, дата составления, подпись ответственного лица.
К административной ответственности – штрафу в 1,5 тысячи рублей по статье 14.15 КоАП коммерсант был привлечен лишь 17 апреля 2008 года, в связи с чем на его сторону встали судьи трех арбитражных инстанций. Они согласились с тем, что нарушение, как говорится, налицо, но в то же время отметили: проверка, в ходе которой оно было выявлено, «проводилась не по жалобе конкретного покупателя, на которого распространяется действующее законодательство по защите прав потребителя». А раз так, то к нему применяется не годичный срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП, а двух двухмесячный. В него-то ревизоры как раз и не вписались.
Однако участники «тройки судей» ВАС в определении от 25 марта 2009 г. № 872/09 вернули все на круги своя. Они отметили: из цели законодательства о защите прав потребителей, а также из существа допущенного правонарушения можно сделать вывод о том, что оно непосредственно посягает на права потребителей. При таких обстоятельствах срок давности составляет именно год. В подтверждение правильности такого подхода они сослались на постановление Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. № 10. Президиум Высшего Арбитражного Суда признал точку зрения «тройки» вполне объективной. Федеральное агентство финансовой информации