Услуги

ФАС вправе запрашивать дополнительные сведения определением об отложении рассмотрения дела

ВАС постановил, что комиссия ФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства вправе запрашивать дополнительные сведения определением об отложении рассмотрения дела, сообщает пресс-служба ведомства.
История началась в августе 2009 года, антимонопольщики привлекли ОАО «ЛУКОЙЛ» к административной ответственности за непредставление информации по запросу, содержащемуся в определении комиссии ФАС России. Штраф составил 500 000 рублей. Нефтяная компания обжаловала постановление ФАС России в судебном порядке.
Арбитражный суд г. Москвы признал постановление ФАС России незаконным. Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил апелляционную жалобу ФАС России, отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «ЛУКОЙЛ» требований.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, удовлетворяя кассационную жалобу ОАО «ЛУКОЙЛ», отменил постановление суда апелляционной инстанций и признал незаконным постановление ФАС России. Суд указал, что ФАС России не доказала, что у комиссии возникли вопросы в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поэтому Комиссия не вправе была запросить информацию на основании части 5 статьи 45 закона о защите конкуренции.
Не согласившись с таким выводом суда кассационной инстанции, ФАС России обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора. Коллегия судей передала дело в Президиум ВАС РФ, отметив, что функции и полномочия антимонопольного органа определены статьями 22 и 23 закона о защите конкуренции. Согласно части 5 статьи 45 закона «О защите конкуренции», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц. Коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде (ч.1 ст. 25 закона «О защите конкуренци»).
Таким образом, антимонопольный орган вправе запрашивать у компаний необходимую информацию, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, как до начала рассмотрения, так и во время рассмотрения антимонопольным органом соответствующего дела.