Услуги

Имя собственное

Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ» №17, апрель 2009

Сейчас много пишут и говорят об интеллектуальной собственности в различных аспектах. Кто-то не обращает на это внимания, считая просто модным веянием времени, кто-то, наоборот, проявляет к этому вопросу повышенный интерес. Но есть объект интеллектуальной собственности, который касается каждой коммерческой организации, - это фирменное наименование, являющееся согласно Гражданскому кодексу средством индивидуализации, приравненным к результатам интеллектуальной деятельности.

Светлана Лисицына, директор Департамента патентных услуг юридической фирмы «АВЕНТА»

Казалось бы, что сложного в том, чтобы придумать название своей коммерческой организации и просто начать работу? Но с введением в действие части 4 ГК РФ в этой сфере возник ряд проблем.

Согласно п. 2 ст. 1473 ГК РФ "фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности". С организационно-правовой формой все ясно, а вот как быть с "собственно наименованием юридического лица"? Ведь, как следует из п. 1 ст. 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

Таким образом, исходя из вышесказанного, фирменное наименование должно быть уникальным и неповторимым.
При этом согласно ст. 1475 ГК РФ "на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования".

Возникает вопрос: каким образом регистрирующий орган будет проверять фирменные наименования? Относительно тождества все понятно - полное совпадение названия сможет определить любой рядовой сотрудник. А вот каким образом регистрирующий орган будет определять сходство до степени смешения?

Здесь наблюдается аналогия с другим средством индивидуализации - товарным знаком (знаком обслуживания). При этом следует учитывать, что экспертизой обозначений, заявленных на регистрацию товарного знака, занимается большой штат экспертов Федеральной службы исполнительной власти по патентам и товарным знакам (Роспатент), имеющих обширную практику в этом направлении.

Но даже несмотря на большой опыт экспертов, в Палате по патентным спорам нередко обжалуют решения экспертизы. В частности, в 2005 г. поступило 516 возражений, в 2006 г. - 545, в 2007 г. - 446, за 2008 г. пока данных нет. Сложно себе представить, насколько увеличится нагрузка судов в связи с отказами регистрирующего органа в регистрации юридических лиц по основанию "сходство до степени смешения".

Под страхом аналогии

Большим пробелом в законодательстве является формулировка, содержащаяся в п. 3 ст. 1474: "...если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность". Совершенно непонятно, каким образом регистрирующий орган может отслеживать эту "аналогичную деятельность". В отличие от тех же товарных знаков, регистрируемых для определенных товаров и/или услуг в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ) и указываемых при регистрации, коммерческие организации согласно ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Кроме того, внесение юридического лица под определенным фирменным наименованием в ЕГРЮЛ осуществляется до получения кодов ОКВЭД, определяющих деятельность компании. Следует учитывать также, что юридическое лицо может вносить изменения в свои учредительные документы и получать новые новые коды ОКВЭД.

Из вышеизложенного следует, что при совпадении хотя бы одного из видов деятельности регистрирующий орган для соблюдения нормы Гражданского кодекса о так называемой нерегистрации фирм с тождественными или сходными до степени смешения наименованиями должен будет нарушить одну из основополагающих норм ГК РФ об осуществлении любых видов деятельности. И как быть в таком случаю лицу, создающему коммерческую организацию?

Несовершенство существующего законодательства о регистрации коммерческих организаций приводит к возникновению проблем как у регистрирующего органа, так и у лиц, желающих открыть свою фирму.

Плохо будет всем

Регистрирующему органу необходимо будет набрать компетентных сотрудников, способных оценить "сходство до степени смешения" фирменного наименования, организовать сотрудничество с Роспатентом во избежание столкновения прав с другими средствами индивидуализации, разработать нормативные документы, регламентирующие порядок проверки фирменных наименований при первичной регистрации юридического лица, реорганизации, внесении изменений в учредительные документы, получении новых кодов ОКВЭД и т.д.

Лицам, желающим создать коммерческую организацию, придется смириться с увеличением сроков регистрации, а с учетом большей трудоемкости, видимо, и с увеличением пошлин. Наверное, было бы разумнее в п. 3 ст. 1474 ГК РФ говорить только о тождестве и применительно к любым видам деятельности.

Также фирменные наименования могут совпадать и с другими средствами индивидуализации, например, с товарными знаками. Так, по п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации оказываются тождественным или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействиельным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения в определенных видах деятельности. Опять же этот пункт противоречит ст. 49 ГК РФ.

Кроме того, при столкновении исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак возникают проблемы не только у лиц, приобретающих право на фирменное наименование, но у лиц, желающих получить исключительное право на товарный знак.

Хотя согласно п. 8 ст. 1483 ГК РФ не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием (отдельными элементами такого наименования), права на которое в РФ возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака, экспертиза по данному основанию Роспатентом не проводится (п. 14.4. Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания).

Следовательно, товарный знак при соблюдении всех прочих требований зарегистрируют, а дальнейшее разбирательство при столкновении с исключительным правом на фирменное наименование будет происходить в судебном порядке. А в судах, как известно, пока не хватает специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Не проще ли на уровне нормативных документов скоординировать работу Роспатента и регистрирующего органа? Конечно, это приведет к более длительным процедурам регистрации как товарных знаков, так и коммерческих организаций, но в то же время снизит количество спорных ситуаций, а следовательно, и судебных исков.

При столкновении прав на фирменное наименование и товарный знак опять же возникает множество вопросов по однородности товаров. Первое, что бросается в глаза, в п. 8 ст. 1483 ГК РФ речь идет только об однородности товаров и ничего не сказано об однородности услуг. Получается, что на товарные знаки, зарегистрированные в классах 35-45, данный пункт ГК РФ не распространяется?

Задачка для юриста

Рассмотрим ситуацию. Коммерческая организация А была зарегистрирована в 2003 г. и соответственно получила исключительное право на фирменное наименование. Коммерческая организация Б получила исключительное право на товарный знак с приоритетом в 2005 г. При этом товарный знак организации Б совпадает с фирменным наименованием организации А, но организация А производит стиральные порошки, а организация Б - снековую продукцию (чипсы, орешки и т. д.).

Казалось бы, никаких столкновений исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак нет, компании занимают совершенно разные сегменты рынка. В 2006 г. в компании А меняется экономическая политика, она расширяет свою сферу деятельности, внося изменения во все учредительные документы и получая необходимые коды ОКВЭД. Среди новых интересов компании А есть и снековая продукция. Дата внесения компании А в Единый государственный реестр осталась той же - 2003 г., и теперь ее род деятельности связан с товарами, для которых зарегистрирован товарный знак компании Б. Таким образом, по действующему законодательству у компании А есть все основания аннулировать товарный знак компании Б.

Может быть, такая ситуация кажется фантастичной из-за того, что компания, выпускающая стиральные порошки, никогда не займется производством чипсов? Но на сегодняшний день существует множество крупных компаний, выпускающих продукцию в совершенно не соприкасающихся сегментах рынка. Одной из таких компаний является, например, Procter&Gamble, производящая широкий спектр продукции - от чипсов Pringles до стиральных порошков Ariel и Tide.

Таким образом, законодательство позволяет любой коммерческой организации, обладающей исключительным правом на фирменное наименование, аннулировать мешающие ей товарные знаки. А значит, крупные компании вытеснят с рынка небольшие фирмы, так как только крупные компании могут позволить себе развивать деятельность в различных направлениях. Кроме того, они смогут не только выдворить с рынка маленькие фирмы, но и получить уже раскрученные товарные знаки. В результате юристы, писавшие часть 4 ГК РФ, желая унифицировать все средства индивидуализации, загнали себя в тупик, потянув за собой и остальных.

На данном этапе лицам, создающим коммерческие организации, рекомендуем спасать себя самим, а именно перед подготовкой документов осуществлять двойную проверку:

  • поиск фирменных наименований (на тождество) - по Единому государственному реестру юридических лиц;
  • поиск словесного обозначения по зарегистрированным товарным знакам и поданным на регистрацию заявкам (на тождество и сходство до степени смешения) - по базам данных Роспатента.

Конечно, это не даст стопроцентной гарантии, но может вселить хоть какую-то уверенность. Но последнее слово, конечно, за законодателями.