Услуги

Какие особенности регистрации словестного обозначения в качестве товарного знака?

Среди разных видов обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков (также называемые «бренд», «фирменный товарный знак», «знаки обслуживания» и др.) всё же особое место занимают именно словесные обозначения.

Отведение главенствующей роли словесным обозначениям неслучайно. Ведь говоря о товарах, мы произносим их название, получив от компании услуги хорошего качества, рекомендуя её знакомым и друзьям, мы также говорим, как называется эта фирма, т. е. мы произносим слово.

Таким образом, зарегистрировать товарный знак, являющийся словесным обозначением, получить на это обозначение исключительные права – приоритетная задача для юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, получив свидетельство на товарный знак на словесное обозначение, в дальнейшем существует возможность разработки для него различных графических образов (шрифтовое написание, цветовое сочетание, добавление изобразительного элемента).

Заявка на товарный знак – то, с чего начинается борьба за получение исключительного права на товарный знак. Здесь нужно обратить внимание на обозначение, которое подаётся на регистрацию в качестве товарного знака. На рынке присутствуют компании, предлагающие разработку словесных обозначений – так называемый нейминг. Ранее действующий Закон о товарных знаках основания для отказа в регистрации разделял на абсолютные и относительные (сейчас все они объединены в статью 1483 Гражданского кодекса РФ). Обывательским языком можно сказать, что абсолютные основания для отказа – это если для того, чтобы зарегистрировать товарный знак, подано обозначение, которое точно не может быть зарегистрировано, т. е. для специалиста такие основания сразу видны и не требуют дополнительной проверки, а относительные основания – требующие дополнительной проверки.

Зачастую компании, предлагающие услугу – нейминг, не имеют ни малейшего представления о том, какие требования предъявляются к словесным обозначениям, которым может быть предоставлена охрана в качестве товарного знака, и разрабатывают словесные обозначения, которые не пройдут регистрацию по абсолютным основаниям. Конечно, от компаний, оказывающих подобные услуги, не стоит требовать «чистых» словесных обозначений, так как исключить относительные основания нельзя при разработке и даже после прохождения предварительной проверки обозначения (Предварительная проверка обозначения для регистрации его в качестве товарного знака), но всё же некоторыми правовыми основами процедуры регистрации товарного знака подобными компании должны владеть.

Кроме того, подача заявки на товарный знак (знак обслуживания) словесного обозначения, которое заведомо не получит правовую охрану, приводит к потере заявителем денег и времени, так как процедура регистрации товарного знака довольно длительная и требует затрат (Регистрация обозначения в качестве товарного знака).

При выборе словесного обозначения, которое будет подано на регистрацию в качестве фирменного товарного знака, следует обращать внимание на следующие признаки:

  • звуковой (фонетический) – всегда важно как звучит товарный знак;
  • графический (визуальный) – оригинальное написание может привлечь дополнительных потребителей;
  • смысловой (семантический) – заложенный смысл и возникающие к нему положительные ассоциации способствуют быстрому продвижению товарного знака.

Именно по этим признакам в дальнейшем будет проводиться экспертиза обозначения при поиске на тождество и сходство до степени смешения.

Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:

  • наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
  • близость звуков, составляющих обозначения;
  • расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
  • наличие совпадающих слогов и их расположение;
  • число слогов в обозначениях;
  • место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
  • близость состава гласных;
  • близость состава согласных;
  • характер совпадающих частей обозначений;
  • вхождение одного обозначения в другое;
  • ударение.

Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:

  • общее зрительное впечатление;
  • вид шрифта;
  • графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письмен-ные, заглавные или строчные);
  • расположение букв по отношению друг к другу;
  • алфавит, буквами которого написано слово;
  • цвет или цветовое сочетание.

Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков:

  • подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
  • совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
  • противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

Также для российских заявителей, решивших подать заявку на товарный знак (знак обслуживания), следует обратить внимание на то, что зарегистрировать товарный знак, являющийся словесным обозначением, выполненным буквами латинского алфавита, в последнее время представляет определённую сложность. Аргументом экспертизы для вынесения отказа в регистрации таких обозначений является введение в заблуждение потребителя относительно изготовителя.

Грамотная регистрация словесного обозначения в качестве товарного знака – гарантия защиты прав на интеллектуальную собственность в будущем! Обратитесь за профессиональной помощью в юридическую фирму «АВЕНТА», и мы предложим Вам:

Для заказа данной услуги, а также за консультациями в области интеллектуальной собственности, обращайтесь к нам: