Услуги

Госдума приняла закон, который заменит ФЗ о госзакупках

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральной контрактной системе (ФКС), который заменит действующий закон о госзакупках.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что данный закон призван отрегулировать весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемку контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований.

Законопроект существенно расширяет способы определения поставщиков товаров или исполнителей госконтрактов. В дополнение к уже существующим способам (аукцион, конкурс и запрос котировок), должны появиться и другие формы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, а также возможность заключения контракта с единственным поставщиком. При этом при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах или услугах, они смогут проводить закупки совместно. В этом случае контракт нужно будет заключать с каждым заказчиком.

Ко второму чтению законопроект претерпел большие изменения, в том числе были серьезно изменены статьи об антидемпинговых мерах, позволяющих заказчику отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами. Изначально правительство предлагало такой вариант: предприятие, которое заявит о своей готовности выполнить заказ более чем на 25% дешевле от заявленной стоимости, будет обязано предоставить расчет своей цены, а также обосновать ее. В случае, если речь идет о поставке товаров, то потребовалось бы предоставление гарантийного письма от производителя, подтверждающее реальность указанных цен.

В итоговой редакции документа говорится о том, что при понижении цены на 25 и более процентов компания будет обязана предоставить заказчику финансовое обеспечение в 1,5 раза больше указанного в конкурсной документации, но не менее, чем в размере аванса, если он предусмотрен. Такие правила будут распространяться на заказы стоимостью свыше 15 млн руб. Для более мелких заказов предусмотрены щадящие условия: вместо финансовых гарантий участник конкурса сможет сослаться на исполненные без нарушений в течение последнего года три контракта. Если их будет гораздо больше, то 75% из них должны быть выполнены без применения к компании неустоек.

Некоторые нормы в тексте проекта сохранились в первоначальном варианте. Например, норма о том, что общественные объединения будут вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, обращаться в госорганы с просьбой провести проверку. Членам общественных организаций будет позволено обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях заказчика, должностных лиц признаков состава преступления, а также обращаться в суд с жалобами в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.