Услуги

«Централ Партнершип» не удалось зарегистрировать бренд «Шерлок Холмс» в качестве товарного знака

Производитель российского сериала «Шерлок Холмс» ООО «Централ Партнершип» не смог оформить его название в качестве товарного знака. Палата по патентным спорам отказала в просьбе компании, несмотря на то, что согласилась с большинством ее доводов.

В 2011 году компания «Централ Партнершип» направила в Роспатент заявку на регистрацию бренда «Шерлок Холмс». Телевизионщики просили оформить право на него на товары и услуги 9, 16, 35 и 41 класса МКТУ: компакт-диски, афиши, плакаты, билеты, рекламу, видеосъемку, монтаж видеозаписей и теле- и радиопрограмм, производство и прокат фильмов. В ноябре 2012 года компания получила из Роспатента отрицательный ответ.

Поводом для отказа стало заключение экспертов, согласно которому такой товарный знак будет «вызвать у потребителя ложное представление о местонахождении производителя». Эксперты отметили, что данный товарный знак будет ассоциироваться, прежде всего, с Англией как страной происхождения товаров (услуг) и с наследниками Артура Конан Дойля.

Не согласившись с отказом, «Централ Партнершип» попытался оспорить его в Палате по патентным спорам. В своем заявлении от 18 марта 2013 года компания поспорила с аргументами экспертов.

Юристы компании отметили, что «довод экспертизы о способности заявленного обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно производителя товаров неправомерен». Кроме того, «вывод экспертизы о том, что существуют девять наследников писателя, которым принадлежат права на литературное наследие писателя, в том числе на персонажей, противоречит действующему законодательству». Дело в том, что со дня смерти А.К. Дойля (07.07.1930) прошло более семидесяти лет, и права на его литературные персонажи в России на территории Российской Федерации перешли с 1 января 2001 года в общественное достояние. «Это исключает необходимость получения согласия правообладателя [на регистрацию бренда]», — говорили в компании, оспаривая вывод экспертов о том, что товарный знак «Шерлок Холмс» приведет к нарушению прав наследников А. К. Дойля.

С этим доводом в Палате по патентным спорам согласились, так же как и с тем, что бренд не может сформировать у людей «ложные представления о месте нахождения изготовителя товара». «Рассказы о детективе Шерлоке Холмсе писали различные писатели. Рассказы о Шерлоке Холмсе являются наиболее экранизируемыми в мире. По данным на 2006 год насчитывалось около 210 кинокартин с участием великого сыщика, и наиболее успешными считались английский и советский телесериалы», — говорится в заключении Палаты по патентным спорам.

Однако именно любовь телевизионщиков к Шерлоку Холмсу и не позволила «Централ Партнершип» оформить на него права. «Многократное издание произведений о Шерлоке Холмсе и их экранизация различными производителями, широкая известность этого персонажа свидетельствуют о том, что регистрация товарного знака в отношении товаров и услуг в области книгоиздательства и киноиндустрии способна ущемить права третьих лиц в этой же сфере деятельности на использование обозначения «Шерлок Холмс», ставшего общественным достоянием», — заявили в Палате по патентным спорам.