Услуги

Пленум ВС принял постановление об административном судопроизводстве

Пленум Верховного суда принял постановление, в котором судам общей юрисдикции разъяснено практическое применение норм КАС РФ. Окончательная редакция данного документа, по словам председатель коллегии по административным делам Татьяны Петровой, существенно отличается от проекта, обсуждаемого в июне 2016 года.

Постановление, в частности, затрагивает вопросы подведомственности и подсудности, доказательств и доказывания, порядка извещения сторон, производства по административным делам о вынесении судебного приказа.

В документе суд рассмотрел ситуации, при которых суд может рассматривать дела без извещения сторон. Так, без извещения рассматриваются заявления о восстановлении пропущенного срока, но «с учетом характера и сложности вопроса» суд может разрешить этот вопрос в общем порядке.

Постановлением также определен порядок извещений и вызовов сторон в суд. По нормам КАС, это можно делать при помощи электронной почты и СМС-сообщений. Но получатель должен подтвердить свое согласие на такой вид связи письменной распиской. Те, кто выразили свое согласие, должны своевременно сообщать в суд о смене адреса электронной почты или номера телефона, иначе извещение будет считается надлежащим. 

В соответствии с ч. 2 ст. 141 КАС, в случае, когда дело рассматривает председатель суда, он может продлить срок рассмотрения дела в случае его сложности. О сложности дела могут свидетельствовать значительное число участников процесса, несколько требований в одном иске, большое число материалов, а также необходимость подготавливать дело к судебному разбирательству или начинать его сначала.

ВС разъяснил применение главы 7 КАС, регулирующей меры предварительной защиты по административному иску («обеспечению»). Суд имеет право наложить арест на имущество административного ответчика или обязать его или других лиц совершить определенные действия или воздержаться от них, приостановить взыскание по исполнительному документу, который оспаривается. Однако все обеспечительные меры возможны только после принятия иска к производству. Допускается применение сразу нескольких мер предварительной защиты одновременно.

Постановлением разъяснены некоторые меры процессуального принуждения (гл. 11 КАС). Суд отмечает, что обязательство о явке не обусловлено процессуальными нарушениями. Чтобы ограничить выступление участника процесса или лишить его слова, суду не нужно выносить определение в виде отдельного документа. Председательствующий может разрешить этот вопрос прямо на заседании, а оспорить эту меру можно лишь при обжаловании итогового решения.

Иные меры процессуального принуждения (от предупреждения до штрафа) требуют оформления отдельных актов, в котором должны быть указаны основания применения таких мер. Поскольку на такие определения можно подать частную жалобу или представление прокурора, они выносятся в совещательной комнате, как решения.

Постановление разъясняет особенности обжалования судебных актов, принятых по административным искам. Суд отмечает, что апелляция не вправе отклонить ходатайство лица о приобщении или истребовании новых доказательств (если речь не идет о затягивании процесса или злоупотреблении правами). Если суд первой инстанции должен был истребовать доказательства независимо от воли сторон, то во второй не имеет значения, могли ли участники спора предоставить эти доказательства. Однако апелляция не должна заниматься полным повторным рассмотрением дела, поэтому оглашение письменных доказательств, воспроизведение аудио- или видеозаписей делается только при необходимости.

В постановлении конкретизируется особый порядок оспаривания решений, действий или бездействия субъектов государственной власти. В документе отмечается, что суд не может проверять целесообразность решений, принятых чиновников, несмотря на то, что он не связан доводами из административного заявления. Судьи не вправе признавать действия или решения законными или нет, опираясь на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения этих органов власти. Однако превышение полномочий все равно является признаком незаконного действия или решения.

Согласно главе 20 КАС, судебные заседания ведутся с обязательным аудиопротоколированием каждого заседания первой или апелляционной инстанций или каждого отдельного процессуального действия вне заседаний. Однако аудиозапись не нужно вести при неявке участников процесса или в том случае, если их извещение необязательно. В течение трех дней со дня подписания протокола стороны могут подать письменные замечания не только на протокол, но и на результаты видео- и аудиопротоколирования.