Услуги

Право на налоговые вычеты нужно подтвердить

В постановлении от 15.12.2008 № КА-А41/11615-08 ФАС Московского округа рассмотрел следующую спорную ситуацию.
Инспекция по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за август 2006 года, а также документов, предусмотренных в статье 172 НК РФ, приняла решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 1 статьи 122 НК РФ. Данным решением инспекция предложила организации доначислить НДС и уплатить штраф.
Основанием для принятия такого решения, по мнению инспекции, является то, что организация не подтвердила факт отражения выручки от реализации товаров и уплаты в бюджет суммы НДС поставщиком. Также данным поставщиком были нарушены правила ведения бухгалтерской отчетности, не были представлены документы, подтверждающие покупку импортного товара у него. Организация посчитала решение инспекции незаконным и обратилась в суд.
Судьи установили, что право налогоплательщика уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на определенные налоговые вычеты предусмотрено в пункте 1 статьи 171 НК РФ.
Налоговые вычеты, предусмотренные в статье 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет.
Арбитры указали, что право организации на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), оприходования и принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.
Суд отклонил довод инспекции о неподтверждении в ходе контрольных мероприятий факта уплаты налога в бюджет поставщиком.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 16.10.2003 № 329-О истолкование статьи 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Кроме того, на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Также в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 установлено следующее. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с его контрагентами.
Таким образом, суд пришел к выводу, что организация вправе получить налоговые вычеты, если она подтвердит факт уплаты сумм НДС при приобретении, оприходовании и принятии товаров на учет.
Московский налоговый курьер