Услуги

Обзор основных мер, реализуемых в целях поддержки физических лиц, а также ИП и юридических лиц-субъектов малого предпринимательства для обеспечения устойчивого развития российской экономики

РАБОТА В ВЫХОДНЫЕ ДНИ

Указами Президента Российской Федерации №  206 от 25.03.2020 и № 239 от 02.04.2020  в Российской Федерации с 30 марта по 30 апреля установлены нерабочие дни.

Данные указы не распространяются на организации (работодателей и их работников) (с учетом разъяснений Минтруда от 26.03.2020):

  • непрерывно действующие организации, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям. Кроме того, организаций в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; эксплуатирующих опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организаций атомной промышленности; строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах;
  • медицинские и аптечные организации, организаций, обеспечивающих непрерывность их производственно-технологической деятельности, а также организаций социального обслуживания;
  • организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, организации, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги; организаций торговли;
  • организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
  • организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
  • организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций;
  • Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам;
  • Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих организацию и осуществление выплат по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполняющих функции по обеспечению оплаты медицинским организациям оказанной медицинской помощи.
  • иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в субъекте РФ.

Кроме того, государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям, осуществляющим производство и выпуск СМИ, необходимо определить численность работников, государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование указанных органов и организаций. 

В соответствии с п. 6 Рекомендаций работникам и работодателям, содержащиеся в письме Минтруда РФ от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696,  работники органов (организаций), пе-речисленных выше, которые продолжают осуществлять трудовую (служебную) деятельность, должны руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями по профи-лактике новой коронавирусной инфекции, изданными Минздравом России и Роспотребнадзором. Кроме того, вышеуказанные работники по соглашению с работодателем могут работать удаленно (дистанционно), если служебные обязанности и организационно-технические условия работы это позволяют. 

Если организация не подпадает к исключениям, перечисленным в Указе Прези-дента и разъяснениях Минтруда, то работник не обязан выходить на работу.

Обращаем внимание, что ТК РФ не содержит понятия «удаленная работа», как и порядок перевода работников на работу в данном режиме. ТК РФ устанавливает регулирование труда дистанционных работников

В соответствии со ст. 312.1 ТК РФ дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Таким образом, условие о дистанционной работе должно содержаться только в трудовом договоре с работником, режим дистанционной работы не может быть введен в отношении работников приказом  - односторонним актом работодателя. На изменение трудового договора требуется согласие работника. 

В трудовом договоре о дистанционной работе должны быть определены:

  • порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, 
  • порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, 
  • размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, 
  • порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов, например, оплата электроэнергии.

Если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению (ст. 312.4 ТК РФ). 

При этом п. 3 Дополнений от 27.03.2020 г. к Рекомендациям работникам и работодателям от 26.03.2020 устанавливает, что работники, осуществляющие удаленный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение в период действия Указа с обязательным соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции. Таким образом, работники, работающие удаленно, также не обязаны работать в период с 30 марта по 30 апреля. 

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА

Пакет антикризисных мер не предусматривает введения каких-либо мер по оптимизации фонда оплаты труда работников организации. 

Меры по оптимизации фонда оплаты труда разрабатываются для каждой конкретной организации с учетом количества работников, финансового состояния, целей оптимизации и других индивидуальных факторов.

Среди мер по оптимизации как правило применяют: 

  1. Сокращение численности или штата работников

При сокращении численности или штата работников важно учитывать положения ст. 180 ТК РФ, которыми предусматриваются следующие обязанности работодателя:

А) предложение работнику другой имеющейся работы (вакантной должности);

Б) предупреждение работников о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников персонально и под роспись не менее, чем за два месяца до увольнения;

В) при наличии письменного согласия работника на расторжение трудового договора до истечения срока, указанного в пп. Б., обязанность по выплате работнику дополнительной компенсации в размере «среднего заработка» работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

      2. Частичная или полная отмена социальных выплат и компенсаций

Речь не идет о гарантиях и компенсациях, предоставить которые обязывает ТК РФ. Если работодатель производит выплаты сотруднику на основании локальных нормативных актов, оплачивая, например, проезд, медицинские услуги, питание, проживание и оказывая материальную помощь, он вправе их пересмотреть.

      3. Введение режима неполного рабочего времени

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

      4. Отправка работников в отпуск за свой счет

При этом важно отметить, что работодатель не может в принудительном порядке отправить работника в отпуск за свой счет.  Отправка работника  в отпуск за свой счет возможно по заявлению работника.

   5. Зарегистрировать работников в качестве индивидуальных предпринимателей с применением упрощенной системы налогообложения (6%) и заключить с ними договоры на оказание услуг.

При этом работодатель не выплачивает ФСС с доходов сотрудника, а сотрудник не платит подоходный налог. По договору оказания услуг индивидуальный предприниматель выплачивает только 6 % с дохода.

ПЕРЕНОС СРОКОВ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Федеральным законом от 01.04.2020 №102-ФЗ внесены изменения в ст. 4 НК РФ, в соответствии с которыми Правительству РФ предоставлены полномочия по: 

  1. приостановлению, отмене или переносе на более поздний срок мероприятий налогового контроля; 
  2. продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
  3. продлению сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
  4. продлению сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
  5. установлению дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» организациям и индивидуальным предпринимателям, 

  • занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуа-ции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (определяются по основному коду ОКВЭД) в ЕГРЮЛ, 
  • а также сведения о которых включены в реестр СМП по состоянию на 01.03.2020 г., продлеваются установленные НК РФ сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей):
  • налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, - на 6 месяцев
  • налог на доходы физических лиц за 2019 год, уплачиваемый индивидуальными пред-принимателями в соответствии с пунктом 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), - на 3 месяца
  • налоги (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональ-ный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовые платежи по налогам за март и I квартал 2020 г. - на 6 месяцев, за апрель - июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 г. - на 4 месяца
  • налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 г., - на 4 месяца;

Организациям, сведения о которых содержатся в реестре субъектов МСП на 01.03.2020, относящимся к категории микропредприятий (нет требования относиться к перечню наиболее пострадавших отраслей), также предоставляется отсрочка по уплате:

  1. страховых взносов:
  • исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март - май 2020 г., - на 6 месяцев
  • исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июнь - июль 2020 г., а также исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300000 рублей, - на 4 месяца.

      2. страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

  • начисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за пе-риод март - май 2020 г., - на 6 месяцев
  • начисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за пе-риод июнь - июль 2020 г., - на 4 месяца.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ №409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в  ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.

Правила предоставления отсрочки по уплате налогов и страховых взносов  утверждены Постановления Правительства РФ №409. 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальны-ми налоговыми режимами (по ФЗ 102) 

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 №212-ПП «О введении режима повышенной готовности» Правительство Москвы постановило:

  • Продлить срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания, туризма, культуры, физической культуры и спорта, организации досуга и гостиничного бизнеса, до 31 декабря 2020 г. (включительно).
  • Продлить срок уплаты торгового сбора за I квартал 2020 г. до 31 декабря 2020 г. (включительно).

ПРОДЛЕНИЕ СРОКА СДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с п. 3 Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»  продлеваются сроки предоставления налоговой отчетности:

  • на 3 месяца - срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами:
  • налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по НДС),
  • налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, 
  • расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, 
  • расчетов по авансовым платежам, 
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.
  • до 15 мая 2020 г. - срок представления:
  • налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2020 г.
  • расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г.

При этом в Постановлении указывается, что продления сроков уплаты налогов само по себе не влечет продление сроков представления налоговой отчетности, а продление сроков представления отчетности не влечет само по себе отсрочку по уплате налогов. 

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 31 мая включительно приостанавливаются:  

  1. вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; 
  2. проведение назначенных выездных налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; 
  3. течение сроков, установленных НК РФ в отношении уже назначенных выездных налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с со-вершением сделок между взаимозависимыми лицами; 
  4. течение сроков, предусмотренных статьей 1014 НК РФ (производства по делам о налоговых правонарушениях)
  5. инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
  6. проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации (за исключением случаев, когда по проводимым про-веркам срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г). 

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ МЕР ВЗЫСКАНИЯ И ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ

На основании писем ФНС России от 25.03.2020 № ЕД-20-8/32@, от 16.03.2020 № КЧ-4-8/4506@, от 25.03.2020 № № КЧ-4-8/5147@ применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года:

  1. для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок
  3. для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии;
  4. иные отрасли, наиболее пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. Перечень таких отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. 

Для субъектов, включенных в реестр малого и среднего предпринимательства, также откладывается до 1 мая 2020 г. принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности  по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа. 

Указанные меры Налоговая служба применит самостоятельно. Налогоплательщикам не требуется дополнительно подавать заявления.

Списки компаний и коды основного вида экономической деятельности для предоставления отсрочки взыскания Налоговой службе предоставляют уполномоченные министерства и ведомства. 

Меры взыскания приостанавливаются с 25 марта 2020 года. Решения, принятые ранее, отозваны не будут. Суммы задолженности, которые взысканы до этой даты относятся к периодам 2019 года.

МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВА

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» дополнен статьей 9.1. «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве». В ней предусмотрено следующее, Правительство РФ вправе вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве на определенный срок.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №428 введен мораторий на  возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов в отношении следующих категорий должников: 

  1. организации и индивидуальные предприниматели, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки, утверждаемом Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики (далее - список отдельных сфер деятельности); Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности по соответствующему виду экономической деятельности определяется по коду основного вида деятельности, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.
  2.  организации, включенные: 
  • в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительствен-ной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики; 
  • в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных об-ществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ"; 
  • в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р

Мораторий введен сроком на 6 месяцев.

Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом.

Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в ЕФРСБ в период действия моратория, не подлежит размещению.

Исходя из отсутствия соответствующих ограничений, заявления должников о собственном банкротстве будут рассматриваться судами.

СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРА ВЗНОСОВ ЗА РАБОТНИКОВ

Федеральным законом от 01.04.2020 №102-ФЗ вносятся изменения в размер страховых взносов, перечисляемых с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года работодателем – субъектом малого и среднего предпринимательства в отношении выплат в пользу работников, превышающих МРОТ.

Устанавливаются  следующие размеры взносов:

  • На пенсионное страхование – 10%
  • На обязательное социальное страхование – 0%
  • На обязательное медицинское страхование 5%

КРЕДИТНЫЕ КАНИКУЛЫ ДЛЯ ГРАЖДАН И СУБЪЕКТОВ МСП

Ст. 6 и 7 Федерального закона от 03.04.2020 №106-ФЗ (далее – Закон) установлены «кредитные каникулы» для граждан, а также ИП и юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Кредитные каникулы для граждан и ИП, не являющихся субъектами МСП

В соответствии со ст. 6 Закона заемщик - физическое лицо, индивидуальный пред-приниматель, заключивший до дня вступления Закона в силу с кредитором, указанным в пункте 3 части 1статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потреби-тельском кредите (займе)», кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении условий такого договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком (далее - льготный период),

При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

1. размер кредита (займа), предоставленного по такому кредитному договору (договору займа), не превышает максимальный размер кредита (займа), установленный Правительством Российской Федерации для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору о предоставлении льготного периода в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае такого установления. 

Максимальный размер кредита установлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2020 №435:

  • для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются физические лица, - 250 тысяч рублей
  • для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются индивидуальные предприниматели, - 300 тысяч рублей
  • для потребительских кредитов (займов), предусматривающих предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, заемщиками по ко-торым являются физические лица, - 100 тысяч рублей;
  • для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом автотранспортного средства - 600 тысяч рублей
  • для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, - 1,5 млн. рублей.

2. снижение дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному до-говору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика с требованием, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков) за 2019 год. 

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №436 определена методика расчета среднемесячного дохода заемщика в целях установления льготного периода. 

3. на момент обращения заемщика с требованием, указанным в настоящей части, в отношении такого кредитного договора (договора займа) не действует льготный период, установленный в соответствии со статьей 61-1 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Требование заемщика - индивидуального предпринимателя вместо приостановления исполнения заемщиком своих обязательств может предусматривать уменьшение размера платежей в течение льготного периода (при условии, что в отношении договора займа не был установлен льготный период по требованию этого заемщика как субъекта МСП. То есть для обращения с требованием по установлению ИП льготного пе-риода в соответствии со ст. 6 Закона не нужно числиться в реестре МСП, но необходимо удо-влетворять установленным в ст. 6 Закона условиям). 

Длительность льготного периода и дата его начала определяются заемщиком, но длительность не может составлять более шести месяцев, а дата начала не может отстоять более, чем на 14 дней предшествующих обращению заемщика с требованием (для кредитов, обеспеченных ипотекой – не более, чем на 1 месяц)

Если не установлено иное, документами, подтверждающими соблюдение условия о снижении дохода, могут являться:

  1. справка о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за текущий год и за 2019 год;
  2. выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного;
  3. листок нетрудоспособности, выданный в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на срок не менее одного месяца;
  4. иные документы, свидетельствующие о снижении дохода заемщика.

ЦБ РФ могут быть установлены дополнительные необходимые документы. 

Исполнение обязательств в течение льготного периода:

1. После установления льготного периода исполнение обязательств кредитора по предоставлению денежных средств заемщику приостанавливается на весь срок действия льготного периода.

2. В течение льготного периода не допускается:

  • начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа);
  • предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающий обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту).

3. Сумма процентов, неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), не уплаченная заемщиком до установления льготно-го периода, фиксируется на день установления льготного периода.

4. В течение срока действия льготного периода на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика, за исключением кредитного договора (до-говора займа), обеспеченного ипотекой, на день установления льготного периода, начисляются проценты по процентной ставке, равной двум третям от рассчитанного Банком России среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых, установленного на день направления заемщиком требования об установлении льготного периода. Таким образом, проценты за пользование кредитом продлжают начисляться, но их размер снижается. Указанные проценты уплачиваются заемщиком после погашения основной суммы долга. 

Для договоров, обеспеченных ипотекой, платежи, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора (договора займа), но не были уплачены в связи с предоставлением льготного периода, фиксируются в качестве обязательств заемщика. Платежи выплачиваются в размере, порядке, сроки и количестве, предусмотренных договором до предоставления льготного периода. 

5. Заемщик вправе в любой момент времени в течение льготного периода досрочно погасить сумму (часть суммы) кредита (займа) без прекращения льготного периода. При этом платежи, уплачиваемые заемщиком в течение льготного периода, направляются кредитором прежде всего в счет погашения обязательств заемщика по основному долгу.

Заемщик вправе в любой момент времени в течение льготного периода прекратить действие льготного периода. Действие льготного периода считается прекращенным со дня получения кредитором уведомления заемщика. Кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее пяти дней после дня получения уведомления заемщика. 

Кредитные каникулы для субъектов МСП

В соответствии со ст. 7 Закона заемщик,

  1. относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  2. осуществляющий деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации, заключивший до дня вступления Закона в силу с кредитором кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком.

Требование заемщика - индивидуального предпринимателя вместо приостановления исполнения заемщиком своих обязательств может предусматривать уменьшение размера платежей в течение льготного периода (при условии, что в отношении договора займа уже не был установлен льготный период).

Заемщик также сам устанавливает длительность льготного периода (но не более шести месяцев) и дату его начала, которая в случае с субъектами МСП не должна быть ранее дня направления требования кредитору.  

Заемщик вправе в любой момент в течение льготного периода досрочно погасить сумму (часть суммы) кредита (займа) без прекращения льготного периода, пока данные суммы платежей не достигнут суммы платежей по основному долгу и по процентам, которые заемщик должен был бы заплатить в течение действия льготного периода, если бы ему не был установлен льготный период. При достижении указанной суммы платежей действие льготного периода прекращается и кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее пяти дней после прекращения льготного периода по обстоятельствам, указанным в настоящей части.

По окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода.