Услуги

На логотип и цвет товарищей нет. Комментарий к кейсу

Журнал «Sales business / Продажи» №2, февраль 2007

Комментарий к кейсу Бочаровой Натальи Сергеевны, Исполнительного директора юридической фирмы «АВЕНТА»

События, описанные в кейсе, типичны для хозяйственной деятельности российских компаний. В практике юридической фирмы «АВЕНТА» подобные случаи встречаются довольно часто. К сожалению, в насыщенном графике у руководителя зачастую не остается времени на внимательное изучение документов, переданных на подпись. Это приводит в дальнейшем к многочисленным проблемам, так как при рассмотрении любых споров между организациями признаются действительными не устные договоренности, а именно документы.

Для компании «Step-land» лучший выход из возникшей ситуации - это согласиться на предложение типографии напечатать новый тираж с передачей цветов в полном соответствии с уточненным макетом заказа, и письменная договоренность о скидках на последующую работу при дальнейшем сотрудничестве.

Рассмотрение же дела в судебном порядке повлечет за собой временные и денежные затраты. Исход рассмотрения дела неоднозначен, ведь все документы о приеме заказа уже подписаны. Даже в случае, если виновной стороной будет признана типография, судебные издержки могут оказаться выше взысканной с виновника суммы.

Безусловно, большинство из нас учатся на своих ошибках, поэтому руководство сети обувных магазинов в дальнейшем станет внимательнее при взаимодействии с контрагентами относиться к подписываемым документам. Для читателей журнала, которые охотней учатся на чужих ошибках, хотелось бы порекомендовать быть бдительными при ведении хозяйственных операций с контрагентами. Внимательное изучение подписываемых документов, особенно договоров, - очевидное средство профилактики споров и разбирательств. Это знает каждый руководитель, однако не всегда этому следует.

Также внимательно необходимо отнестись к делегированию права подписи в документах на рекламную продукцию компании. Доверить это право новичку - это значительный риск для организации.

 


Описание кейса

 

Елена Крюкова, редактор-эксперт «Sales Business / продажи»

События, описанные в этом кейсе - реальные, но все имена действующих лиц и названия изменены.

 

«Плакат - это тройная выгода, - говорил Бубенцов, директор по маркетингу сети обувных магазинов „Step-land“. - Напоминает о нашей сети, показывает ассортимент, сообщает о промо-акции».

Директор сети Норкин, экономивший обычно каждый рубль, решил не мелочиться:

«Да-да, о себе нужно напоминать. Закажем самую лучшую полиграфию».

Сначала фотограф отщелкал натюрморты из ботинок и туфель. Переполох персонала вызвало сообщение, что для плаката будет выбрана самая красивая продавщица. Работницы прилавка бросились прихорашиваться.

«Напрасно они стараются, потому что на первом месте будет наш логотип, - решил директор сети. - Столько денег заплатили за разработку. Зря что ли обновили все вывески?! Это нужно показать в первую очередь!»

Из десяти вариантов выбрали самый простой, где было всего несколько элементов композиции - логотип, товар и фигура продавщицы с приветственным жестом. Внизу строкой шли адреса магазинов и заветные слова «скидка 20%»

«Ничего лишнего, чтобы самое важное было виднее. И главное не забудьте наш корпоративный цвет - ярко-синий», - подчеркнул директор.

Для тиража выбрали фирму с типографией, которая эпизодически выполняла для них разные печатные работы, в основном визитки, из экономии - черно-белые. Претензий к ним никогда не было, поэтому типовой договор подписали, не особо вчитываясь, тем более, что ради большого заказа фирма предоставила им скидки. Когда заказ был передан исполнителям, все вздохнули с облегчением. Но оказалось, что это только начало новых проблем.

Типография тянула с исполнением.

Директор по маркетингу извелся: «Время скидок проходит, конкуренты уже вовсю проводят свою промо-акцию». Когда заказ был наконец выполнен, он отдал приказ менеджеру своего отдела проверить тираж в типографии и сразу переправить его в фирму, подрядившуюся расклеить их в общественном транспорте и торговых центрах. «Все в порядке», - рапортовали оттуда. Директор подписал документы в спешке, поверив на слово. Поэтому директор по маркетингу не сразу получил в свое распоряжение контрольный экземпляр. А когда увидел плакат, то изменился в лице: «Катастрофа! Остановите немедленно расклейку плакатов»

Незнакомому с обувной сетью человеку не было понятно то, что заметил опытный работник - логотип на плакате был… зеленым. Ни по оттенку, ни по яркости логотип изготовленного плаката не напоминал яркий ультрамарин на макете.

Директор по маркетингу бросился лично звонить в типографию, но там отвечали невозмутимо, что не понимают причин его волнений. «Точная цветопередача является обязательным условием контракта», - грубо сказали в типографии и повесили трубку.

«Смена цвета на логотипе - существенное нарушение, - сказал юрист. Даже если бы был изменен цвет на одежде фотомодели или надпись о скидках, можно было бы оспорить заказ, но логотип - это более чем серьезно. Обычно типография без возражений перепечатывает тираж».

Но выяснилось осложняющее обстоятельство - оказалось, что в спешке менеджер, новичок в отделе маркетинга, проверил соответствие плакатов из пачки готового тиража по распечатанному на черно-белом принтере листку-копии макета и обратил внимания только на четкость фотографий и отсутствие ошибок в тексте.

Когда акт приемки был подписан, типография получила оплату за тираж и вполне понятно было то, что ее руководство не хотело возвращаться к перепечатке типажа за свой счет. Вначале ее представители уверяли, что логотип только кажется зеленым на первый взгляд, а на самом деле он синий. Затем они признали разницу в цветах, но начали уговаривать, что изменение цветовой гаммы никто не заметит. И вообще синий и зеленый на палитре соседствуют.

«Наш логотип - на нашей упаковке и вывесках, поэтому должен быть унифицирован», - орал в трубку Бубенчиков. В ответ ему заявили, что такими были представленные материалы, и разница произошла из-за непрофессионально подготовленного макета.

Затем коммерческий директор Хляпко рубанул этот гордиев узел сразу - позвонил коммерческому директору типографии, и заявил, что начинается иск и тот больше не видит никаких контрактов даже на сотню визиток.

Когда стало ясно, что уговоры и споры ни к чему не приведут, юрист подготовил документы для иска и отправился к руководству типографии. После визита к ним как к ответчику, Бубенчиков принес устное раскаяние начальника цеха и обещание их коммерческого отдела о беспрецедентных скидках на два года вперед.

Главбух с ворчанием начала пересчитывать выгодность варианта. Известная нелюбовь бухгалтеров к выдаче лишних средств взяла в ней вверх над азартным желанием получить скидки для нового заказа. «Да зачем он нам вообще нужен? - возмущалась она. - Пяти тысяч экземпляров нам бы хватило на год на две-три компании распродаж. А через год, может быть, мы найдем типографию по еще более низким расценкам!»

После второго визита с подготовкой иска юрист получил встречное предложение виновников. Типография в качестве компенсации берется за полцены напечатать новый тираж с передачей цветов в полном соответствии с уточненным макетом заказа. Плюс скидки на все последующие заказы.

«Я не экономист, но мне кажется, что это самый выгодный вариант, - сказал юрист. - Из-за того, что вы подписали документы о приеме заказа, часть тиража была использована и ваша фирма не сразу подала иск, его рассмотрение может затянуться на два года. Понадобятся средства на подготовку дела, гонорар мне и экспертизу. Нового партнера искать - тоже нет гарантии качества. А эти ребята явно идут на уступки. Готовы подписать дальнейшие договоры на ваших условиях. Их директор обещает лично проверять качество. Большего они сделать не могут. Честно говоря, я не заметил, что они благоденствуют и вам удастся вырвать у них что-то еще. Хотя если для вас важнее в принципе отстоять свою правоту, то можно с ними судиться».

У директора по маркетингу был знакомый в рекламной сфере, который однажды попал в подобную ситуацию. Более того, он уверял, что рекламисты постоянно воюют в типографиями, которые норовят сэкономить на красителях и все время «шалят» с цветами или качеством бумаги.

«Вы еще не получали буклетов с перевернутыми фотографиями или чужими страницами из макетов других заказчиков, - говорил рекламист. - Пьянство персонала в типографии и нехватка грамотных исполнителей - их проблема. Там часто бывает откровенный брак, который они при возможности пытаются сплавить заказчику. А про цвета мы уже не спорим - когда важен особый оттенок, наш работник просто отправляется туда во время печати тиража и стоит над душой, скандалит, угрожает тем, что мы не заплатим. Вы поймите, типографское руководство привыкло к конфликтам. Их пугает одно - невыплата по контракту. На остальное, в том числе судебные разбирательства, им начихать. В вашей ситуации есть только одна возможность - подпишите крупный договор на дальнейшую работу со скидками, и введите в условия обязательную перепечатку бракованной партии ну.. или как-то по другому оговорите условия, чтобы вернуть средства и получить больше качественной рекламы».

Директор обувной сети «Step-Land» задумался о том, какой из вариантов выбрать. Что бы вы ему посоветовали?