Услуги

Как Вашей компании извлечь выгоду из ошибок налоговиков

Журнал «Генеральный директор» № 4, апрель 2007

Екатерина Портнягина

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:

  • Что налоговые инспекторы обязаны указать в акте проверки;
  • Какие ошибки допускают контролеры при истребовании документов;
  • Почему Вам следует проверять правильность подсчета налоговиками недоимок и пеней.

Три вида ошибок московских налоговиков

УФНС по Москве направило в территориальные инспекции обзор судебной практики по налогу на прибыль (с заявлениями в Арбитражный суд г. Москвы обращались компании, не согласные с решениями инспекторов, вынесенными по результатам камеральных и выездных проверок за 2004, 2005 и первое полугодие 2006 года). В своем документе чиновники сделали анализ 400 дел, из которых лишь 25% завершились в пользу налоговиков. Сотрудники ведомства пришли к выводу, что к проигрышу подчиненных приводят три вида ошибок:

  • недостаточное количество доказательств;
  • выводы инспекторов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела;
  • налоговики неправильно применяют главу 25 НК РФ.

По материалам статьи: Скопинцева Е. ФНС указала инспекторам на ошибки при проверках / Учет. Налоги. Право. 2007. № 9.

Ошибаться может не только Ваша компания при расчете или уплате налогов, но и налоговые инспекторы при проверках. В статье мы рассмотрим наиболее типичные ошибки контролеров. Зная их, Ваша компания сможет защититься от незаконных требований налоговиков и избежать штрафов

Ошибка 1. Нарушение сроков камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки — три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Допустим, бухгалтерия сдала декларацию 28 марта 2007 года, значит, дата окончания срока проверки — 28 июня 2007 года. В течение этого же срока контролеры должны вынести решение о привлечении предприятия к ответственности, если они обнаружат ошибки в расчете и уплате налогов. Нередко налоговики не соблюдают данный срок. Если Ваш юрист или главбух обнаружит это, то у Вашей компании есть все шансы выиграть дело в суде. По аналогичному делу суд вынес решение в пользу ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Судьи установили, что решение о привлечении к ответственности от 06.08.2002 было принято по результатам проверки декларации, представленной 24 апреля 2002 года. (то есть прошло больше трех месяцев). В результате компании удалось избежать штрафа (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2003 по делу № Ф04/3784-379/А81-2003).

Ошибка 2. Нарушение законодательства при истребовании документов

Статотчетность контролерам ни к чему

Налоговая инспекция хотела привлечь ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» к ответственности за непредставление форм статистического наблюдения. Данные сведения понадобились инспекторам для проверки правильности расчета налога на прибыль. Однако судьи заняли сторону предприятия. В своем решении они указали, что формы статотчетности по налоговому законодательству не относятся к первичным документам, поэтому не могут служить основанием для проверки налога на прибыль. В результате комбинат освободили от штрафа.

Во время проверки Ваша компания обязана в десятидневный срок направить или выдать налоговой инспекции документы, которые та затребует (ст. 93 НК РФ). Бывает, что контролеры передают требование представить документы по телефону. Однако это неверно. Помните, что:

  1. Требование налоговиков о представлении дополнительных документов должно быть письменным.
  2. Требование обязательно должно быть вручено должностному лицу предприятия (как правило, Генеральному Директору или главбуху). Если контролеры этого не сделают, то Вы можете не отдавать запрашиваемые документы.
  3. Налоговики должны указать, какие именно документы, за какой период и в каком количестве они хотят получить. Формулировки наподобие «представить бухгалтерскую отчетность» недопустимы. Например, судьи, вынося решение в пользу ОАО «Сильвинит», указали, что «направленное налогоплательщику требование не содержало конкретного перечня запрашиваемых документов, в нем не указано количество документов…» (см. постановление ФАС Уральского округа от 13.07.2005 по делу № Ф09-2883/05-С7).
  4. Затребовать можно только копии документов, а не подлинные экземпляры (п. 2 ст. 93 НК РФ). Бывает, что компания не может представить запрашиваемые документы по объективным причинам: бумаги похищены или собрать их в установленный срок невозможно. Судебная практика выработала единый подход к решению этого вопроса — штрафовать организации в данном случае нельзя. Кроме того, налоговики вправе требовать лишь те документы, которые у организации есть и которые действительно нужны для проверки.

Так что, если контролеры захотят привлечь к ответственности Вашу компанию за непредставление документов, сначала поручите юристу или главбуху проверить, были ли ими выполнены необходимые требования законодательства.

Комментарий Бочаровой Натальи Сергеевны, Исполнительного директора юридической фирмы «АВЕНТА»

Налоговики требуют, чтобы бухгалтерия сдавала все документы по описи. Однако забывают, что возвращать документы они должны тоже по описи (с номером и датой). Поручите главному бухгалтеру проследить, чтобы документы с проверки налоговиков возвращались Вашей компании по описи. Случаи, когда налоговики теряют документы, — не редкость.

Ошибка 3. У проверяющих отсутствуют документы о назначении проверки

Если у проверяющих нет решения о проведении выездной налоговой проверки, а также служебных удостоверений, то Вы вправе не допустить их на свою территорию. Даже если налоговые инспекторы провели проверку, не имея на это письменного решения, все составленные ими документы будут незаконными. И на основании этих документов они не смогут Вас оштрафовать. По сути, такие проверки — не что иное, как попытки давления на компанию и лично на Генерального Директора. Их могут организовать Ваши конкуренты, воспользовавшись своими связями в налоговой. В любом случае, если проверяющие не могут предъявить Вам документы о назначении проверки, Вы вправе их не пускать.

Также отметим, что инспекторы не вправе вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки. Поэтому в решении, предъявленном организации, не должно быть никаких поправок или зачеркиваний. Изменения в этот документ можно вносить лишь в двух случаях: если необходимо расширить состав проверяющих или заменить одного из них. Изменение состава проверяющих оформляется отдельным документом, который подписывает руководитель налоговой инспекции.

Ошибка 4. Не составлен акт по итогам выездной проверки

Решение без акта недействительно

Налоговая инспекция обнаружила, что в одном из магазинов установлен незарегистрированный игровой автомат. За это контролеры хотели оштрафовать предпринимателя — владельца автомата. Они не составили акт по итогам проверки, а сразу вынесли решение о привлечении предпринимателя к ответственности. Судьи указали, что в отсутствие акта решение ФНС о привлечении к ответственности не имеет законных оснований. Предпринимателя освободили от ответственности.

По материалам постановления ФАС Центрального округа от 16.05.2005 по делу № А08-12636/04-25

По итогам проверки налоговики должны составить акт. Однако бывает, что контролеры не составляют этот документ. Вместе с тем они выносят решение о привлечении компании к ответственности и направляют в ее адрес требование об уплате недоимок, пеней и штрафов. Имейте в виду, это — нарушение законодательства о налогах и сборах. В данной ситуации суд примет сторону предприятия.

Кроме того, в акте налоговики должны перечислить все обнаруженные нарушения (или их отсутствие) со ссылкой на нормы Налогового кодекса (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 16.01.2004 по делу№ А55-6279-7683/03-35).

Ошибка 5. Компании не дали возможность представить возражения по акту

Как ОВД выиграл дело у налоговиковв

Налоговая инспекция проверила ОВД Демидовского района Смоленской области. По итогам проверки были выявлены нарушения, ОВД было решено оштрафовать на 171 000 рублей. Акт по итогам проверки налоговики выслали в ОВД по почте 10 марта 2004 года. Суд посчитал, что представить возражения отдел внутренних дел был вправе до 30 марта 2004 года (с учетом шести дней на доставку письма). Однако налоговая инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности уже 29 марта 2004 года, тем самым лишив ОВД возможности представить свои возражения. Судьи в данном деле заняли сторону ОВД, освободив его от штрафа.

По материалам постановления ФАС Центрального округа от 17.01.2005 № А-62-3974/2004

Ваша компания вправе представить в налоговую инспекцию возражения по акту проверки. Сделать это необходимо в течение 15 дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако распространена практика, когда главный бухгалтер или юрист не направляют в налоговую инспекцию возражений по итогам проверки. Они считают это пустой тратой времени. Зная это, налоговики не всегда выдерживают срок для подачи возражений и сразу выносят решение о привлечении организации к ответственности. Компании могут обернуть эти действия налоговиков в свою пользу. Вы можете обвинить контролеров в нарушении порядка привлечения к ответственности и таким образом избежать штрафа.

Ошибка 6. Компанию не известили о дате и месте рассмотрения материалов проверки

Вместе с возражениями по акту проверки Ваш главбух или юрист может передать в налоговую инспекцию доказательства правоты Вашей компании. Данные документы налоговики обязаны рассматривать в присутствии должностных лиц Вашего предприятия (например, главного бухгалтера). Контролеры должны заблаговременно сообщить Вам о месте и времени рассмотрения материалов проверки. Если же представитель Вашей компании не придет, то материалы проверки будут рассмотрены в его отсутствие. Налоговики пользуются этим и не сообщают предприятиям о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Имейте в виду, в подобных ситуациях судьи, как правило, занимают сторону предприятия.

Ошибка 7. Налоговики неверно подсчитали недоимку и пени

В акте инспекторы должны указать суммы начисленных штрафов и пеней. Поручите главному бухгалтеру или Вашим аудиторам не только внимательно изучить доводы проверяющих и их доказательства, но и пересчитать все начисленные недоимки и пени. Довольно часто налоговики в акте проверки указывают одну сумму, а в решении о привлечении к ответственности или в требовании об уплате налога — другую. Иногда это служит поводом для отмены решений инспекторов. Например, ФАС Московского округа (постановление от 19.06.2006 № КА-А40/5346-06) поддержал ООО «Ковапром» и отменил решение налоговой инспекции. В частности, в постановлении суда написано, что «суммы, указанные в требовании, оспариваемых актах и названных решениях, не совпадают».

Также компании не отвечают и за опечатки, допускаемые налоговиками, а также за допущенные ими арифметические ошибки. Не так давно по этому поводу высказался Высший арбитражный суд РФ.

Ошибка 8. Нарушена процедура выемки документов

Опечатка налоговиков вычету НДС не помеха

Организация подала в налоговую инспекцию декларацию по НДС и документы, подтверждающие налоговый вычет за август 2005 года. Налоговики попросили представить дополнительные документы по сделкам, однако в требовании указали вместо августа апрель 2005 года, то есть допустили опечатку. Компания сделала так, как было указано в требовании: сдала запрашиваемые документы за апрель 2005 года. Однако налоговики отказали в возврате НДС, мотивировав это тем, что они не получили необходимые документы. Дело решалось в суде. В трех инстанциях судьи поддержали налоговую инспекцию, посчитав, что формальное исполнение требования не освободило компанию от обязанности подать документы и за август. Однако ВАС РФ решил дело в пользу предприятия. Он пришел к выводу, что последствия ошибки чиновников не могут быть возложены на организацию. ВАС РФ обязал налоговую инспекцию возместить НДС.

По материалам постановления ВАС РФ от 13.02.2007 № 14137/06

У Вашей компании могут изъять документы. Произойдет это в том случае, если налоговые инспекторы имеют основания полагать, что документы будут уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Налоговый кодекс четко регламентирует процедуру выемки (ст. 94 НК РФ). Во-первых, постановление о выемке документов должно быть подписано руководителем налоговой инспекции или его заместителем. Однако довольно часто налоговики составляют такое постановление на месте. Подписывает же его руководитель группы проверяющих. Во-вторых, все изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документа.

Если проверяющие нарушили процедуру — обращайтесь в суд. Он в данном случае будет на Вашей стороне. Так, налоговая инспекция произвела выемку документов у предпринимателя. Не согласившись с действиями контролеров, ПБОЮЛ обратился в суд, где нашел поддержку. Судьи признали действия инспекторов незаконными, поскольку в постановлении о производстве выемки не было указано, у кого следует произвести выемку, где, в связи с чем и какие документы подлежат изъятию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2004 № А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1).

Ошибка 9. Налоговики неправильно трактуют нормы законодательства

Российское законодательство довольно противоречиво. Один и тот же вопрос может трактоваться совершенно по-разному в двух нормативных актах. Налоговики, естественно, ссылаются на те положения законов, которые для них выгоднее. Инспекторы не признают свою неправоту и в совершенно очевидных случаях, применяя законы, как им удобно, ведь большинство налогоплательщиков не пойдут в суд, боясь испортить отношения с налоговой. Однако, если в нормативных актах имеются противоречия и неясности, дело должно быть разрешено в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).