Услуги

Какая ответственность Генерального директора при совершении невыгодной для общества сделки?

Юридическая фирма «АВЕНТА».

До недавнего времени в судебной практике России практически отсутствовали дела, связанные с привлечением к материальной ответственности недобросовестных директоров юридических лиц. Большей частью это было связано с отсутствием единообразного понимания «недобросовестности» в действиях директора, а также правового механизма привлечения виновных должностных лиц к ответственности. Данные пробелы восстановил Пленум Высшего Арбитражного суда РФ, который 30 июля 2013 г. принял Постановление №62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» (далее – «Постановление»). В указанном Постановлении даны разъяснения по вопросам, касающимся ответственности органов управления за убытки, причиненные юридическому лицу, в том числе установлении оснований ответственности руководителя за совершение невыгодной сделки от имени общества, а также о возложении обязанности по доказыванию добросовестности и разумности поведения руководителя. 

На основании ст. 53 и ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ генеральный директор (руководитель) обязан действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. В случае нарушения этой обязанности он по требованию юридического лица, его учредителей (участников) должен возместить убытки, причиненные таким нарушением возглавляемому им лицу при условии доказанности истцом их наличия (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).

Указанное Постановление немного смягчает учесть директора и предписывает арбитражным судам принимать во внимание, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период времени, когда в состав органов юридического лица входил генеральный директор, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий сопутствует рисковому характеру предпринимательской деятельности. Таким образом, Генеральный директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные юридическому лицу убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового (предпринимательского) риска.

Если представлены доказательства, свидетельствующие о наличии убытков юридического лица, вызванных действиями (бездействием) генерального директора, такой директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия), указать на причины возникновения убытков (например, неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, неправомерные действия третьих лиц и иные события) и представить соответствующие доказательства. В случае отказа генерального директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным (статья 1 ГК РФ), бремя доказывания с обвиняющей стороны будет возложено на директора и тогда ему предстоит собрать факты, подтверждающие отсутствие нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно.

Недобросовестность действий (бездействия) генерального директора считается доказанной, в частности, когда он:

  1. действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;
  2. скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;
  3. совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;
  4. после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;
  5. знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом.

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента). Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения.

Генеральный директор освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

Неразумность действий (бездействия) генерального директора считается доказанной, в частности, когда он:

  1. принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;
  2. до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;
  3. совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т.п.).

При оценке добросовестности и разумности арбитражные суды учитывают насколько совершение тех или иных действий (бездействия) генерального директора входило или должно было входить в круг непосредственных обязанностей генерального директора, принимая во внимание обычную деловую практику и масштаб деятельности юридического лица.

Таким образом, если действия (бездействие) директора, повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового (предпринимательского) риска, если отсутствуют признаки доказанной недобросовестности и неразумности действий  директора и есть основания полагать, что сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам общества, в удовлетворении требований к директору о возмещении убытков будет отказано. 

Юридическая фирма «АВЕНТА». Апрель, 2015